Экономическая газета, Минск,
23 августа 2019 г.
Зачем Беларуси свои рейтинговые агентства 585 просмотров
19 августа 2019 г. на Национальном правовом интернет-портале было опубликовано постановление Совмина и Нацбанка от 12 августа № 530/14 «О порядке проведения аккредитации рейтинговых агентств». Этот нормативно-правовой акт направлен на регулирование деятельности национальных рейтинговых агентств и определяет порядок их аккредитации со стороны главного финансового регулятора с включением сведений о рейтинговых агентствах в специальный реестр.
Что это такое
По сути, речь идет о возникновении нового финансового института – национальных рейтинговых агентств, создание которого было запланировано еще стратегией развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 г., которая была принята еще в 2017 г.
Что же такое рейтинговые агентства и для чего они нужны?
Справочно: Рейтинговыми агентствами называют специальные организации, которые в соответствии с определенной методологией присваивают кредитные рейтинги эмитентам ценных бумаг – организациям, выпустившим на рынок акции, облигации, векселя и т.д.
Эти рейтинги отражают способность эмитентов своевременно выполнять свои финансовые обязательства и являются своеобразными «дорожными знаками» для инвесторов, определяющими степень риска инвестиций в ценные бумаги, которые выпускает эмитент.
Наивысший кредитный рейтинг означает, что ценные бумаги обладают низким риском для инвестора. Поэтому эмитент, получивший такой рейтинг, может рассчитывать на привлечение финансирования по более низкой ставке.
Таким образом, создание института рейтинговых агентств призвано, в первую очередь, размежевать различные ценные бумаги по рискам и обосновать градацию процентных ставок таким образом, чтобы более устойчивые эмитенты смогли получить финансирование по более низким ставкам, а инвесторы смогли бы соотнести доходность долговых бумаг с кредитным риском конкретного эмитента.
Зарубежный опыт
В настоящее время в мире существует около 100 рейтинговых агентств, но наиболее широкое признание получила так называемая «большая тройка» – международные рейтинговые агентства, кредитные рейтинги которых признаны мировым инвестиционным сообществом (главным образом, из-за их олигополистического положения на рынке) – Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings.
В Беларуси кредитным рейтингом от международного рейтингового агентства могут похвастаться только отдельные эмитенты из числа банков и страховщиков. За пределами финансового сектора кредитный рейтинг имеют только лизинговая компания ИООО «Микро Лизинг» и ООО «Евроторг».
Наличие рейтинга от международного рейтингового агентства – это, безусловно, престижная оценка, однако вряд ли она может быть достаточным основанием для принятия решения национальным инвестором. Дело в том, что кредитный рейтинг отдельного предприятия не может быть выше кредитного рейтинга страны, который у Беларуси довольно невысокий (Standard & Poor’s – «В», прогноз «стабильный», Fitch Ratings – «В», прогноз «стабильный»).
Кроме того, эксперты указывают, что рейтинговые агентства «большой тройки» часто оказываются заложниками собственной оценочной методологии, которая строится на использовании US GAAP (стандарта бухгалтерского учета, принятого в США) и МСФО, и не всегда способна в полной мере оценить национальные аспекты ведения бизнеса.
Также не стоит забывать, что рейтинговые оценки даже от таких титулованных игроков не являются 100%-ной защитой от неисполнения обязательств перед инвесторами. Известен целый ряд случаев, когда эмитенты, получившие довольно высокие оценки от «большой тройки», допускали дефолты по своим ценным бумагам. Достаточно вспомнить скандалы с банкротством известных корпораций Enron, WorldCom, Parmalat, серьезные ошибки в оценке становых рисков накануне финансового кризиса в Азии в 1997 г., России в 1998 г., Аргентине в 2000 г., Уругвае в 2002 г. Особенно острую полемику вызвали недопустимо высокие кредитные рейтинги, присвоенные ипотечным ценным бумагам в США, что стало одной из причин, вызвавшей кризис 2007–2008 гг.
Почему нам нужны собственные рейтинги
В свете указанных выше недостатков международных игроков рейтингового рынка создание института национальных рейтинговых агентств выглядит логичным и последовательным шагом по развитию отечественного финансового рынка.
Национальные рейтинговые агентства смогли бы обеспечить более широкое рейтинговое покрытие белорусских эмитентов, учесть особенности национального стандарта бухгалтерской отчетности, обеспечить некоторый плюрализм мнений. Такой вывод можно сделать, если провести аналогию с развитием этого института в РФ, где национальные рейтинговые агентства – «Эксперт РА», Национальное Рейтинговое Агентство, АК&M и RusRating – проделали большую работу по присвоению кредитных рейтингов национальным эмитентам.
В Беларуси необходимость создания национальных рейтинговых агентств вызвана активным развитием рынка долговых ценных бумаг – облигаций государственных органов и корпоративных эмитентов. По состоянию на 1 августа 2019 г. по данным Республиканского центрального депозитария ценных бумаг были зарегистрированы 81 выпуск облигаций Минфина, 17 – Нацбанка, 67 – муниципальных и 863 выпуска от 256 эмитентов – юридических лиц.
В такой ситуации необходимость создания института национальных рейтинговых агентств не вызывает сомнений. Другой вопрос, каким образом будет построена их деятельность и чем их методика будет отличаться от методики Минфина, которая сегодня применяется для определения финансовой устойчивости предприятий и допуска их к размещению облигаций. Удастся ли нам увидеть оригинальную методику и глубокий анализ, или все сведется к перепечатыванию данных бухгалтерской отчетности?
Для стороннего наблюдателя остается не до конца понятным, почему регулирование деятельности рейтинговых агентств было передано Нацбанку, в то время как вопросы, связанные с обращением ценных бумаг, находятся в сфере компетенций Минфина.
Поэтому наше итоговое мнение сводится к тому, что создание национальных рейтинговых агентств – безусловно, нужное начинание, необходимое для дальнейшего развития белорусского фондового рынка. Но многое будет зависеть от того, как выстроится работа самих агентств и действительно ли она приведет к профессиональной оценке способности белорусских эмитентов выполнять свои обязательства по выпускаемым ценным бумагам либо, как это часто бывает, сведется к формализму.
Дмитрий НАРИВОНЧИК, инвестор, финансовый эксперт «ЭГ»
Вся пресса за 23 августа 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Рейтинги, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 июля 2025 г.

|
|
Коммерсантъ, 21 июля 2025 г.
Допуслуги пополнились атаками

|
20 июля 2025 г.

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 20 июля 2025 г.
Gallagher Re: Климатические катастрофы создали новую реальность на рынке страхования

|
|
Московский комсомолец, 20 июля 2025 г.
Новгородский медик получила условный срок за мошенничество на 5 миллионов рублей

|
|
Коммерсантъ онлайн, 20 июля 2025 г.
Такси не сможет объехать техосмотр

|
|
РБК.Тюмень, 20 июля 2025 г.
В Тюменской области чаще всего угоняют отечественные автомобили

|
|
Вести Московского региона, 20 июля 2025 г.
Подмосковный врач заплатит штраф за подделку данных о диспансеризации

|
|
Мой Брянск, 20 июля 2025 г.
Электромобили уже «проданы»? Скандал с Zeekr может повлиять на мировой авторынок

|
|
ТАСС, 20 июля 2025 г.
МВД намерено обновить контроль за проведением техосмотра

|
|
Аргументы и факты, 20 июля 2025 г.
До 1 млн. рублей. Банки и продавцов будут штрафовать за платные услуги

|
|
Комсомольская правда-Владимир, 20 июля 2025 г.
Владимирские водители получают по ОСАГО в среднем 100 тысяч рублей

|
|
Городовой, Санкт-Петербург, 20 июля 2025 г.
Где страхуют от апокалипсиса: доходный дом страхового общества «Россия» на Большой Морской

|
19 июля 2025 г.

|
|
Деловой Казахстан, 19 июля 2025 г.
Финансовая защита на десятилетия

|
|
ГТРК Владимир, 19 июля 2025 г.
Центробанк назвал среднюю выплату по ОСАГО для владимирцев после ДТП

|
|
Деловой Казахстан, 19 июля 2025 г.
Нет полиса – не будет бизнеса

|
|
Комсомольская правда, 19 июля 2025 г.
Штраф до 1 миллиона рублей: как и кого будут наказывать за навязывание дополнительных услуг

|
18 июля 2025 г.

|
|
Финмаркет, 18 июля 2025 г.
Омбудсмен считает обоснованной практику повышенных взносов в его фонд при игнорировании запросов финорганизациями

|
|
ТАСС, 18 июля 2025 г.
Страны G7, кроме США, намерены поддержать новый европейский потолок цен на нефть РФ – AFP

|
 Остальные материалы за 18 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|